Прогноз от центра по гидрометеорологии и мониторингу среды Республики Коми
1. Оценка состояния явлений и параметров ЧС.
По Республике: Облачно с прояснениями. Ночью: Местами небольшой, на крайнем юге умеренный дождь. Ветер восточной четверти 3-8 м/с, на крайнем юге 6-11 м/с. Температура в южных районах +4...+9, в северных районах 0...+5, на крайнем северо-востоке 0...-5°С. Днем: Небольшой, местами умеренный дождь, на крайнем северо-востоке преимущественно без осадков. Ветер южной четверти 5-10 м/с, в отдельных южных районах порывами до 14 м/с. Температура +12...+17, на крайнем северо-востоке +4...+9°С.
По Сыктывкару: Облачно с прояснениями. Ночью небольшой, днем умеренный дождь. Ветер ночью ЮВ 3-8 м/с, днем Ю, ЮЗ 5-10, порывами до 14 м/с. Температура ночью +7...+9, днем +13...+15°С.
Неблагоприятные метеорологические явления: не прогнозируются.
Опасные агрометеорологические явления: не прогнозируются.
Прогноз температуры по городам РК на 12 мая 2022 года |
Фактические данные за 10 мая 2022 года |
||
Города |
Min температура ночью |
Max температура днем |
Средняя суточная температура воздуха |
Воркута |
-1...-3 |
+7...+9 |
-1 |
Инта |
0...-2 |
+13...+15 |
1 |
Усинск |
0...-2 |
+13...+15 |
1 |
Печора |
+1...+3 |
+14...+16 |
3 |
Вуктыл |
+5...+7 |
+13...+15 |
4 |
Ухта |
+6...+8 |
+14...+16 |
3 |
2. Радиационная, химическая, бактериологическая обстановка: в норме.
3. Гидрологическая обстановка:
На р. Летка и Луза, на реках Вычегодского и Мезенского бассейнов чисто — в ходе уровней наблюдаются подъемы интенсивностью 5-39 см за сутки.
На р. Вычегда у с. Усть-Нем, на р. Локчим у с. Лопыдино, на р. Печора у с. Усть-Уса вода вышла на пойму.
На р. Вычегда у с. Помоздино и у с. Межог, р. Вишера у с. Лунь, на р. Вашка у с. Вендинга, на р. Ком у с. Ком, на р. Вочь у с. В. Вочь, на р. Пижма у д. Боровая вода на пойме.
На р. Печора на участке Усть-Унья (1647 км) — Шердино (1200 км) чисто, на участке Кырта (1077 км) — Усть-Лыжа (795 км) ледоход различной интенсивности. Голова основного ледохода на р. Печора развивается на участке Усть-Лыжа — Акись (777 км), ниже подвижки льда до с. Щелья-Юр (485 км). Начался местный ледоход на р.Печоре на участке Усть-Цильма (426 км) — Мыза (395 км), ниже подвижки льжа до с. Окунев Нос (324 км), от д. Крестовка (315 км) до г. Нарьян-Мар ледостав с закраинами.
Практически очистились тот льда реки бассейна Ижмы, в верхнем течении р. Ижма и на ее притоках возобновились спады уровней воды.
На р. Усе и ее притоках ледостав с закраинами. Отмечается увеличение интенсивности суточных подъемов уровней воды от 40 до120 см.
Внимание
В ближайшие двое суток на р. Печора у с. Усть-Унья и у с. Усть-Кожва вода выйдет на пойму.
Внимание
Вскрытие р. Уса и ее притоков ожидается в период 13-17 мая.
Река, озеро/ пункт наблюдения |
Критический уровень воды (см) (НЯ/ОЯ) |
Наблюдаемый уровень, (см) |
Изменения за сутки, (см) (+/-) |
Превышение над критическим (см) (+/-) |
Характеристика состояния реки, толщина льда |
р.Летка/ Летка |
550/- |
365 |
-20 |
-185 |
Чисто |
р.Луза/ Объячево |
610/- |
387 |
-15 |
-223 |
Чисто |
р.Вычегда/ Помоздино |
585/- |
514 |
+39 |
-71 |
Чисто |
р.Вычегда/ Усть-Нем |
700/- |
510 |
+26 |
-190 |
Чисто |
р.Вычегда/ М. Кужба |
660/- |
464 |
+12 |
-196 |
Чисто |
р.Вычегда/ Сторожевск |
560/- |
408 |
+14 |
-152 |
Чисто |
р.Вычегда/Сыктывкар |
580/640 |
366 |
+6 |
-214 |
Чисто |
р.Вычегда/ Межог |
815/- |
563 |
+28 |
-252 |
Чисто |
р.Вишера/ Лунь |
680/- |
482 |
+6 |
-198 |
Чисто |
р.Локчим/ Лопыдино |
450/- |
310 |
+17 |
-140 |
Чисто |
р.Сысола/ Койгородок |
400/- |
223 |
+6 |
-177 |
Чисто |
р.Сысола/ Первомайский |
580/- |
369 |
+5 |
-211 |
Чисто |
р.Вашка/ Вендинга |
480/- |
325 |
+16 |
-155 |
Чисто |
р. Вашка/ Важгорт |
460/- |
407 |
+17 |
-53 |
Чисто |
р.Печора/ Якша |
690/- |
369 |
+93 |
-321 |
Чисто |
р.Печора/ Троицко-Печорск |
735/- |
437 |
+68 |
-298 |
Чисто |
р.Печора/ Шердино |
800/- |
341 |
+38 |
-459 |
Чисто |
р.Печора/ Усть-Щугор |
1200/- |
475 |
+36 |
-725 |
Редкий ледоход |
р.Печора/ Усть-Кожва |
750/850 |
495 |
+19 |
-255 |
Средний ледоход |
р.Печора/ Усть-Уса |
1120/- |
716 |
+196 |
-404 |
Подвижка льда |
р.Печора/ Мутный Материк |
1060/- |
405 |
+42 |
-655 |
Подвижка льда |
р.Печора/ Щелья Юр |
1145/- |
535 |
+14 |
-610 |
Подвижка льда |
р.Печора/ Усть-Цильма |
1030/- |
525 |
+45 |
-505 |
Редкий ледоход |
р.Печора/ Ермицы |
1030/- |
415 |
+40 |
-615 |
Ледостав с закраинами |
р.Ижма/ Усть-Ухта |
790/- |
452 |
+21 |
-338 |
Чисто |
р.Ижма/ Ижма |
600/- |
356 |
+55 |
-244 |
Чисто |
р.Ухта/ Ухта |
590/- |
471 |
+1 |
-119 |
Чисто |
р.Цильма/ Трусово |
750/- |
424 |
+82 |
-326 |
Густой ледоход |
р.Пижма/ Боровая |
750/- |
494 |
+8 |
-256 |
Редкий ледоход |
р.Уса/ Петрунь |
840/- |
160 |
+38 |
-680 |
Ледостав с закраинами |
р.Адзьва/ Харута |
920/- |
275 |
+51 |
-645 |
Ледостав с закраинами |
р. Колва/ Усть-Колва |
1100/- |
490 |
+136 |
-610 |
Лед подняло |
р. Б. Инта/Инта |
630/- |
393 |
+117 |
-237 |
Чисто |
3.1. Опасные гидрологические явления: не прогнозируются.
3.2. Неблагоприятные гидрологические явления: не прогнозируются.
4. Биолого-социальная обстановка:
На территории Республики Коми с нарастающим итогом зарегистрировано 171162 случая заражения коронавирусной инфекцией. Выздоровело 167307 чел. За сутки зарегистрировано 29 случаев заражения.
5. Лесопожарная обстановка: в северных районах пожароопасность будет отсутствовать. В южных районах 12.05 — ожидается I класс пожароопасности, 13.05-14.05 местами II класс.
I класс (19): МО ГО «Сыктывкар», МО ГО «Ухта», МО ГО «Инта», МО МР «Печора», МО МР «Сосногорск», МО ГО «Усинск», МО ГО «Вуктыл», МО МР «Ижемский», МО МР «Княжпогостский», МО МР «Сысольский», МО МР «Сыктывдинский», МО МР «Троицко-Печорский», МО МР «Удорский», МО МР «Усть-Вымский», МО МР «Усть-Цилемский», МО МР «Корткеросский», МО МР «Усть-Куломский», МО МР «Прилузский», МО МР «Койгородский»;
II класс (0): не прогнозируется;
III класс (0): не прогнозируется;
IV класс (0): не прогнозируется;
V класс (0): не прогнозируется.
6. Прогноз рисков возникновения чрезвычайных ситуаций
6.1. Природно-техногенные риски:
Возможны следующие происшествия, по параметрам не попадающие под критерии ЧС:
- существует вероятность возникновения природных пожаров вблизи населенных пунктов и объектов экономики (Источник: неосторожное обращение с огнем, пал сухой растительности);
- существует риск нарушения в работе объектов энергоснабжения, обрыва ЛЭП (до 0,4) (Источник: физический износ, увеличения нагрузки на электросети в связи с использованием различного рода обогревательных устройств);
- существует вероятность возникновения крупных ДТП, в т.ч. на опасных участках ФАД, возможны затруднения в движении на автодорогах и придомовых территорий (до 0,5), (Источник: подмыв дорожного полотна, изношенность и несвоевременная уборка снега с дорожного полотна, нарушение ПДД, ухудшение видимости в ночное время).
Опасные участки ФАД Р-176 «ВЯТКА» Чебоксары– Сыктывкар:
№п/п |
Начало – окончание участка, км |
Район |
Протяженность, км |
Преобладающая ширина проезжей части, м |
1 |
785-779 |
Сыктывдинский |
6 км |
9 м |
2 |
777-767 |
11 км |
9 м |
|
3 |
765-759 |
6 км |
9 м |
|
4 |
724-711 |
Сысольский |
13 км |
9 м |
5 |
707-701 |
6 км |
9 м |
|
6 |
695-667 |
38 км |
9 м |
|
7 |
622-607 |
Прилузский |
15 км |
9 м |
8 |
601-585 |
16 км |
9 м |
|
9 |
549-523 |
26 км |
9 м |
6.2. Техногенные риски:
- существует риск возникновения техногенных пожаров в жилом секторе, на социально значимых объектах и др. назначения (с вероятностью до 0,4) (Источник: неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности, неисправность печного, газового или электрооборудования, пал сухой растительности);
- возможно возникновение чрезвычайных ситуаций на магистральных, межпромысловых и промысловых участках нефте- и газопроводов в г. Сыктывкаре, Ухтинском, Воркутинском, Интинском, Печорском, Сосногорском, Усинском, Вуктыльском, Ижемском, Княжпогостском, Сыктывдинском, Троицко-Печорском, Усть-Вымском и Усть-Цилемском муниципальных образованиях Республики Коми (с вероятностью до 0,3) (Источник: подвижки грунта, износ оборудования, некачественный ремонт оборудования, брак строительно-монтажных работ, заводской дефект оборудования, несоблюдение правил безопасности);
- существует вероятность ЧС и аварий на шахтах в Воркутинском и Ухтинском муниципальных образованиях Республики Коми со смертельным исходом и тяжелыми последствиями (с вероятностью до 0,2) (Источник: неисправность оборудования, обрушение горных пород, возможное превышение предельно допустимой концентрации газа);
- существует риск происшествий и аварий на ж/д транспорте (с вероятностью до 0,3) (Источник: неисправность железнодорожных путей, нарушение правил эксплуатации и дефекты оборудования, нарушение ПДД водителями автотранспорта);
- существует риск взрыва бытового газа (с вероятностью до 0,1) (Источник: изношенность и техническая неисправность оборудования, несанкционированные врезки в трубопроводы, неосторожное обращение с газом в быту);
- существует вероятность возникновения авиационных инцидентов, а также нарушения в работе аэропортов и вертолетных площадок (с вероятностью до 0,1) (Источник: неисправность оборудования, несоблюдение правил безопасности);
- существует вероятность аварий на потенциально опасных и критически важных объектах (с вероятностью до 0,2) (Источник: дефекты оборудования, нарушения требований безопасности).
- возможны нарушения в работе объектов ЖКХ на территории республики повсеместно (с вероятностью до 0,4) (Источник: изношенность водопроводных, тепловых и канализационных сетей).
- существует вероятность (до 0,2) смещения понтонных переправ с мест установки, как следствие нарушение сообщения между населенными пунктами;
- существует вероятность (до 0,2) подтопления низменных участков улиц и автомобильных дорог в период активного таяния снега по причине слабого пропуска воды ливневой канализацией.
6.3. Биолого-социальные ЧС:
- существует риск травматизма и гибели людей, от схода снега и наледи с крыш и козырьков зданий и сооружений, также риск, обусловленный гололедицей на дорогах, тротуарах и дворовых территориях;
- существует риск обрушения кровли зданий и сооружений, а также падения снежных масс и наледи на автомобили;
- существует риск происшествий, связанный с провалом населения и техники под лед;
- существует риск происшествий, связанный со сходом снежных масс в горной местности на туристических маршрутах;
- в период отопительного сезона существует вероятность отравления людей угарным газом при неправильной топке печи или неисправности печи в домах, а также в гаражах при несоблюдении мер безопасности при прогреве автомобилей;
- существует вероятность возникновения случаев заболевания клещевым энцефалитом (активный период жизнедеятельности клещей);
- по сведениям Управления Федеральной службы по надзору, в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми повышена вероятность заболеваемости населения ОРЗ и ОРВИ, энтеровирусными инфекциями. В связи с распространением коронавирусной инфекции существует риск увеличения числа заболевших, с угрозой летального исхода;
- существует риск распространения лейкоза крупного рогатого скота, выявленный в г. Сыктывкар МО ГО «Сыктывкар»;
- существует риск распространения инфекционной анемии лошадей, выявленный на территории села Нижний Воч МО МР «Усть-Куломский», д. Пиль-Егор МО МР «Ижемский».
7. Рекомендации по предупреждению возможных рисков ЧС Ф и ТП РСЧС.
- организовать доведение ежедневного оперативного прогноза (в том числе штормовых предупреждений в случае поступления) до населения, организаций и учреждений с круглосуточным пребыванием людей (детей), детских оздоровительных лагерей и других оздоровительных учреждений, а также до организаторов и участников мероприятий с массовым сосредоточением людей, в случае проведения таковых мероприятий на территории МО, организаций (учреждений), предоставляющих услуги туризма, групп, спланированных к выходу на туристические маршруты, спасательных формирований.
По безопасному пропуску весеннего половодья:
- организовать работу территориальных звеньев РСЧС в соответствии с планами предупреждения чрезвычайных ситуаций, связанных с высокими уровнями воды;
- организовать мониторинг обстановки, в том числе с использованием ресурсов космического мониторинга;
- провести информирование населения посредством всех имеющихся способов о параметрах прохождения весеннего половодья с рекомендациями о соблюдении правил безопасности, соблюдении мер предосторожности;
- на период весеннего половодья обеспечить транспортное сообщение аварийных и экстренных служб, а также необходимые мероприятия по обеспечению жизненно-важных запасов для населения и бесперебойного функционирования организаций, учреждений и других общественных объединений;
- для недопущения гибели людей на акваториях осуществлять контроль выполнения мер безопасности, утверждённых постановлением Правительства Республики Коми от 15.06.2017 № 315 «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах в Республике Коми и Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Республике Коми»;
- организовать устройство временных объездных путей подтапливаемых участков автодорог;
- при планировании и проведении эвакуационных мероприятий предусмотреть отдельную доставку и изолированное размещение граждан с подозрением или подтверждённым диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19, всестороннюю медицинскую помощь данной категории граждан.
По недопущению пожаров:
- совместно с органами внутренних дел и жилищно-эксплуатационными организациями проводить работу по профилактике правонарушений в области пожарной безопасности в местах возможного проживания лиц без определенного места жительства, в неблагополучных семьях и среди граждан, ведущих антисоциальный образ жизни;
- совместно с жилищно-эксплуатационными организациями провести проверки распределительных щитов, монтажа электропроводки;
- совместно с обслуживающими организациями провести разъяснительную работу среди населения по правилам пользования и содержания электрооборудования в исправном состоянии;
- проводить обучение населения мерам пожарной безопасности при поквартирных обходах, проверках жилых домов, на собраниях жильцов и в учебно-консультационных пунктах при администрациях районов города;
- проверить наличие, состояние и возможность подъезда к пожарным водоемам, пожарным гидрантам и другим источникам противопожарного водоснабжения;
- организовать взаимодействие с организациями-балансодержателями источников противопожарного водоснабжения по обеспечению работоспособности данных источников, своевременной очистке подъездных путей к ним;
- обеспечить контроль над выявлением термически активных точек на территории муниципального образования, своевременную их проверку (в том числе с использованием информационного портала и мобильного приложения МЧС России «Термические точки») и оперативное реагирование в случае обнаружения возгорания;
- обустройство, контроль за состоянием и проведение своевременной очистки противопожарных преград на всей протяженности границы населенных пунктов, подверженных угрозе природных пожаров, с лесным участком;
- организовать проверку звуковых сигнализаций для оповещения людей на случай лесного пожара на территориях сельских населенных пунктов, садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях на соответствующих территориях дачных и садоводческих обществ.
По недопущению происшествий на водных объектах:
- проработать вопрос о проведении заблаговременных мероприятий по подготовке к прохождению ледохода в местах размещения понтонных переправ;
- в целях недопущения возникновения инцидентов, связанных с несанкционированным передвижением по льду, а также провала под лед людей и техники на акваториях республики, организовать доведение информации до населения через СМИ и наглядную агитацию, контролировать выполнение мероприятий по охране жизни людей на водных объектах, выставить аншлаги, организовать размещение предупреждающих и запрещающих знаков.
По недопущению аварий на транспорте:
- организовать контроль состояния дорожного полотна, при необходимости закрыть участки дорог для движения, обеспечить освещение мостов и улиц, железнодорожных переездов, усилить контроль за соблюдением скоростного режима на дорогах общего пользования;
- организовать заблаговременную расчистку ливневой канализации в населенных пунктах, в первую очередь в местах, подверженных угрозе подтопления при обильных осадках (таянии снега);
- организовать заблаговременную расчистку водопропускных систем во избежание размыва и подтапливания дорог;
- поддерживать дорожные службы в готовности к немедленному реагированию на возможные неблагоприятные явления. Обеспечить своевременный выход техники
при возникновении неблагоприятных (опасных) метеорологических явлений;
- совместно с органами ГИБДД продолжить реализацию мер по предупреждению аварийных ситуаций на автомобильных дорогах.
По предупреждению аварий на объектах ЖКХ и энергетики:
- обратить особое внимание на работу систем жизнеобеспечения на объектах социальной защиты населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей;
- проконтролировать готовность соответствующих служб к предупреждению и реагированию на факты аварий на коммунально-энергетических системах в соответствии с прогнозом;
- в случае отключения электроснабжения направить представителей (оперативные группы) администрации МО на социально значимые объекты и объекты жизнеобеспечения населения с целью проверки резервных источников питания, запасов ГСМ и готовности персонала данных объектов к проведению необходимых мероприятий, с указанным персоналом провести инструктажи.
По недопущению биолого-социальных происшествий:
- в целях предотвращения травматизма населения организовать отсыпку тротуаров, дворовой территории;
- организовать проведение разъяснительной работы с населением через средства массовой информации о соблюдении правил пожарной безопасности в быту и лесах, правил поведения на акваториях, мер безопасности при эксплуатации отопительных печей и при прогреве автомобилей в гаражах;
- организовать мероприятия в целях противодействия распространения коронавирусной инфекции в Республике Коми в соответствии с Указом Главы Республики Коми от 15 марта 2020 года № 16 «О введении режима повышенной готовности»;
- совместно с подразделениями санитарно-эпидемиологического надзора организовать комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости ОРЗ и ОРВИ;
- организовать комплекс мероприятий по недопущению распространения очага заболевания лейкоза крупного рогатого скота;
- организовать контроль за проведением профилактических мероприятий клещевых инфекций, обратив особое внимание на разъяснительную работу с населением о мерах личной профилактики (закрытая одежда, периодический осмотр на наличие клещей, использование средств, обеспечивающих защиту от присасывания клещей, правильные действия при присасывании клещей к коже).
По недопущению происшествий с группами, находящимися на туристических маршрутах:
- органам местного самоуправления организовать работу с поисково-спасательными формированиями по контролю нахождения групп на туристических маршрутах;
- при угрозе возникновения происшествий органам местного самоуправления совместно с организациями, предоставляющими услуги туризма, проработать вопрос о закрытии туристических маршрутов;
- соблюдать порядок регистрации туристских групп в соответствии с установленными требованиями;
- обеспечить проведение (прохождение) инструктажа с туристическими группами (гражданами) по соблюдению правил безопасности.
По недопущению травматизма и гибели людей от схода снега, и наледи с крыш, и козырьков зданий и сооружений:
- осуществлять постоянный мониторинг образования снежных масс и наледи на крышах и козырьках подведомственных зданий и сооружений, проводить работы по
своевременной их очистке;
- работы проводить с соблюдением правил по технике безопасности и охране
труда по очистке крыш и карнизов зданий от снега и льда (определить, обозначить и оградить территорию возможного падения снега, выставить дежурного работника для предупреждения пешеходов и сигнализации, работающим на крыше, использовать страховочные тросы);
- проводить работы по своевременной очистке и вывозу снега с подведомственных территорий;
- размещать на информационных стендах объявления с предупреждениями граждан о проводимых мероприятиях по очистке снега и наледи с крыш и козырьков зданий и сооружений, о возможном сходе снега и наледи, ограждать опасные участки заградительными лентами;
- обеспечить своевременную очистку дорог от снега для беспрепятственного проезда пожарной техники в случае возникновения пожара, а также обеспечение доступности подъезда пожарной техники к источникам противопожарного водоснабжения.
По недопущению инцидентов, связанных с опасными (неблагоприятными) явлениями:
- организовать доведение ежедневного оперативного прогноза до населения, организаций и учреждений с круглосуточным пребыванием людей (детей), а также до организаторов и участников мероприятий с массовым сосредоточением людей, в случае проведения таковых мероприятий на территории МО, организаций (учреждений), предоставляющих услуги туризма, групп, спланированных к выходу на туристические маршруты, спасательных формирований;
- при поступлении штормовых предупреждений, провести оповещение (информирование) населения посредством всех имеющихся способов оповещения (информирования): РАСЦО «Парма», местные СМИ (телерадиовещание), интернет (официальный сайт администрации МО, официальная страница в социальных сетях, информагентства), СМС-оповещение, подворовой обход, путем привлечения автомобильной техники спецслужб, оборудованной громкоговорящей связью, о параметрах прогнозируемого природного явления с рекомендациями о соблюдении правил пожарной безопасности, соблюдении мер предосторожности;
- при поступлении штормового предупреждения рекомендуется обеспечить незамедлительное доведение прогнозной информации до соответствующих лиц с целью организации СМС-оповещения населения через операторов сотовой связи;
- организовать проверку готовности пунктов временного размещения населения и резервных источников электроснабжения;
- заблаговременно предусмотреть проведение заседания КЧС и ОПБ МО по подготовке к действиям в соответствии с прогнозируемыми рисками возникновения ЧС;
- уточнить планы действий и перечень мероприятий при введении режимов «ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ» и «ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ», рассмотреть вопрос введения соответствующего режима функционирования для муниципального звена Коми республиканской подсистемы РСЧС и обеспечить проведение предусмотренных для соответствующего режима функционирования мероприятий;
- уточнить силы и средства, привлекаемые для ликвидации возможных ЧС и быть в готовности к их оперативному применению;
- главам (руководителям) администраций муниципальных образований рассмотреть вопрос введения соответствующего режима функционирования для Коми республиканской подсистемы РСЧС.