Прогноз от Центра по гидрометеорологии и мониторингу среды Республики Коми
1. Оценка состояния явлений и параметров ЧС
По Республике: Переменная облачность. Ночью временами небольшой снег, днем местами небольшой снег. В отдельных районах туман. Ветер переменный 1-5 м/с, днем, за исключением северо-востока, В, ЮВ 5-10 м/с; в Воркутинском районе СЗ 3-8 м/с. Температура ночью -5...-10, днем -1...-6, в отдельных северных и восточных районах ночью -15...-20, днем -7...-12°С.
По Сыктывкару: Переменная облачность. Преимущественно без осадков. Ветер В, ЮВ ночью 1-6 м/с, днем 5-10 м/с. Температура ночью -4...-6, днем -1...-3°С.
Неблагоприятные метеорологические явления: не прогнозируются.
Опасные метеорологические явления: не прогнозируются.
Прогноз температуры по городам РК на 28 октября 2023 года |
Фактические данные за 26 октября 2023 года |
||
Города |
Min температура ночью |
Max температура днем |
Средняя суточная температура воздуха |
Воркута |
-8...-10 |
-6...-8 |
-15 |
Инта |
-18...-20 |
-10...-12 |
-13 |
Усинск |
-16...-18 |
-10...-12 |
-6 |
Печора |
-18...-20 |
-9...-11 |
-7 |
Вуктыл |
-18...-20 |
-9...-11 |
-7 |
Ухта |
-6...-8 |
-4...-6 |
-4 |
Прогноз погоды на 29-30 октября 2023 года;
29 октября: Облачно с прояснениями. Ночью преимущественно без осадков. Днем на юго-западе небольшой снег. Ветер В, ЮВ 6-11 м/с. Температура ночью -4...-9, при прояснении -13...-18, днем в южных районах 0...-5, на севере -6...-11°С.
30 октября: Облачно с прояснениями. Местами небольшой, в центральных районах умеренный снег. Днем небольшой, местами умеренный снег. Ветер южной четверти 4-9 м/с. Температура ночью -2...-7, при прояснении -8...-13, днем 0...-5, на северо-востоке -5...-10°С. На крайнем северо-востоке: Переменная облачность. Без осадков. Ветер В, ЮВ 2-7 м/с. Температура ночью -16...-21, днем -10...-15°С.
2. Радиационная, химическая, бактериологическая обстановка: в норме.
3. Гидрологическая обстановка:
На реках Печорского бассейна продолжается ледообразование. Начался редкий шугоход на реке Печоре в районе с. Усть-Цильма. На участках с. Усть-Унья-п. Шердино, Щелья-Юр-Усть-Цильма и на реках Ижемского бассейна продолжается шугоход различной интенсивности. На участке с. Кырта-с. Мутный Материк и на реках Усинского бассейна наблюдается средний, густой ледоход.
Образовался неполный ледостав на реке Усе в районе с. Адзьва.
На р. Летка у с. Летка отмечаются забереги. На р. Вычегда на участке Помоздино — Малая Кужба и на р. Нившера сохраняются забереги, снежура, редкий шугоход, на остальных участках бассейна чисто.
На реке Лузе и на реках Мезенского бассейна чисто.
Река, озеро/ пункт наблюдения |
Критический уровень воды (см) (НЯ/ОЯ) |
Наблюдаемый уровень, (см) |
Изменения за сутки, (см) (+/-) |
Превышение над критическим (см) (+/-) |
Характеристика состояния реки, толщина льда |
р.Летка/ Летка |
550/- |
40 |
-3 |
-510 |
Забереги |
р.Луза/ Объячево |
610/- |
141 |
-7 |
-469 |
Чисто |
р.Вычегда/ Помоздино |
585/- |
122 |
-4 |
-463 |
Забереги, редкий шугоход |
р.Вычегда/ Усть-Нем |
700/- |
166 |
-4 |
-534 |
Забереги, средний шугоход |
р.Вычегда/ М. Кужба |
660/- |
120 |
-5 |
-540 |
Забереги |
р.Вычегда/ Сторожевск |
560/- |
51 |
-4 |
-509 |
Чисто |
р.Вычегда/Сыктывкар |
580/640 |
-7 |
-5 |
-587 |
Чисто |
р.Вычегда/ Межог |
815/- |
155 |
-10 |
-660 |
Чисто |
р.Вишера/ Лунь |
680/- |
168 |
-12 |
-512 |
Чисто |
р.Локчим/ Лопыдино |
450/- |
78 |
-4 |
-372 |
Чисто |
р.Сысола/ Койгородок |
400/- |
31 |
-2 |
-369 |
Чисто |
р.Сысола/ Первомайский |
580/- |
160 |
-7 |
-420 |
Чисто |
р.Вашка/ Вендинга |
480/- |
188 |
-12 |
-292 |
Чисто |
р. Вашка/ Важгорт |
460/- |
184 |
-10 |
-276 |
Чисто |
р.Печора/ Якша |
690/- |
67 |
-8 |
-623 |
Забереги, редкий шугоход |
р.Печора/ Троицко-Печорск |
735/- |
76 |
-12 |
-659 |
Забереги, редкий шугоход |
р.Печора/ Шердино |
800/- |
81 |
-11 |
-719 |
Забереги, редкий ледоход |
р.Печора/ Усть-Щугор |
1200/- |
130 |
-17 |
-1070 |
Забереги, густой ледоход |
р.Печора/ Усть-Кожва |
750/850 |
101 |
-7 |
-649 |
Забереги, средний ледоход |
р.Печора/ Усть-Уса |
1120/- |
302 |
-10 |
-818 |
Забереги, средний ледоход |
р.Печора/ Мутный Материк |
1060/- |
240 |
-20 |
-820 |
Забереги, средний ледоход |
р.Печора/ Щелья Юр |
1145/- |
360 |
-8 |
-785 |
Редкий шугоход |
р.Печора/ Усть-Цильма |
1030/- |
285 |
-8 |
-745 |
Редкий шугоход |
р.Печора/ Ермицы |
1030/- |
318 |
-12 |
-712 |
Забереги, редкий шугоход |
р.Ижма/ Усть-Ухта |
790/- |
40 |
-3 |
-750 |
Забереги, сало |
р.Ижма/ Ижма |
600/- |
77 |
-8 |
-523 |
Забереги, средний шугоход |
р.Ухта/ Ухта |
590/- |
306 |
-5 |
-284 |
Снежура |
р.Цильма/ Трусово |
750/- |
195 |
-9 |
-555 |
Забереги, средний ледоход |
р.Пижма/ Боровая |
750/- |
232 |
-7 |
-518 |
Забереги, редкий ледоход |
р.Уса/ Петрунь |
840/- |
49 |
-33 |
-791 |
Забереги, густой ледоход |
р.Адзьва/ Харута |
920/- |
145 |
-6 |
-775 |
Забереги, редкий ледоход |
р. Колва/ Усть-Колва |
1100/- |
257 |
-5 |
-843 |
Забереги, средний ледоход |
р. Б. Инта/Инта |
630/- |
- |
- |
- |
- |
3.1. Опасные гидрологические явления: не прогнозируются.
3.2. Неблагоприятные гидрологические явления: не прогнозируются.
4. Биолого-социальная обстановка: на контроле.
5. Лесопожарная обстановка: снята с контроля.
6. Прогноз рисков возникновения чрезвычайных ситуаций
6.1. Природно-техногенные риски:
Возможны следующие происшествия, по параметрам не попадающие под критерии ЧС:
- существует риск нарушения в работе объектов энергоснабжения, обрыва ЛЭП (до 0,5) (Источник: физический износ, налипание мокрого снега);
- существует вероятность возникновения крупных ДТП, в т.ч. на опасных участках ФАД, возможны затруднения в движении на автодорогах (до 0,5), (Источник: изношенность дорожного полотна, нарушение ПДД, ухудшение видимости в ночное время и во время выпадения осадков).
Опасные участки ФАД Р-176 «ВЯТКА» Чебоксары– Сыктывкар:
№п/п |
Начало – окончание участка, км |
Район |
Протяженность, км |
Преобладающая ширина проезжей части, м |
1 |
785-779 |
Сыктывдинский |
6 км |
9 м |
2 |
777-767 |
11 км |
9 м |
|
3 |
765-759 |
6 км |
9 м |
|
4 |
724-711 |
Сысольский |
13 км |
9 м |
5 |
707-701 |
6 км |
9 м |
|
6 |
695-667 |
38 км |
9 м |
|
7 |
622-607 |
Прилузский |
15 км |
9 м |
8 |
601-585 |
16 км |
9 м |
|
9 |
549-523 |
26 км |
9 м |
6.2. Техногенные риски:
- существует риск возникновения техногенных пожаров в жилом секторе, на социально значимых объектах и др. назначения (с вероятностью до 0,4) (Источник: неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности, неисправность печного, газового или электрооборудования, увеличения нагрузки на электросети);
- возможно возникновение чрезвычайных ситуаций на магистральных, межпромысловых и промысловых участках нефте- и газопроводов в г. Сыктывкаре, Ухтинском, Воркутинском, Интинском, Печорском, Сосногорском, Усинском, Вуктыльском, Ижемском, Княжпогостском, Сыктывдинском, Троицко-Печорском, Усть-Вымском и Усть-Цилемском муниципальных образованиях Республики Коми (с вероятностью до 0,3) (Источник: подвижки грунта, износ оборудования, некачественный ремонт оборудования, брак строительно-монтажных работ, заводской дефект оборудования, несоблюдение правил безопасности);
- существует вероятность ЧС и аварий на шахтах в Воркутинском и Ухтинском муниципальных образованиях Республики Коми со смертельным исходом и тяжелыми последствиями (с вероятностью до 0,2) (Источник: неисправность оборудования, обрушение горных пород, возможное превышение предельно допустимой концентрации газа);
- существует риск происшествий и аварий на ж/д транспорте (с вероятностью до 0,3) (Источник: неисправность железнодорожных путей, нарушение правил эксплуатации и дефекты оборудования, нарушение ПДД водителями автотранспорта, ухудшение видимости в ночное время и во время выпадения осадков);
- существует риск взрыва бытового газа (с вероятностью до 0,1) (Источник: изношенность и техническая неисправность оборудования, несанкционированные врезки в трубопроводы, неосторожное обращение с газом в быту);
- существует вероятность возникновения авиационных инцидентов, а также нарушения в работе аэропортов и вертолетных площадок (с вероятностью до 0,1) (Источник: неисправность оборудования, несоблюдение правил безопасности, ухудшение видимости в ночное время и во время выпадения осадков);
- существует вероятность аварий на потенциально опасных и критически важных объектах (с вероятностью до 0,2) (Источник: дефекты оборудования, нарушения требований безопасности);
- возможны нарушения в работе объектов ЖКХ на территории республики повсеместно (с вероятностью до 0,4) (Источник: изношенность водопроводных, тепловых и канализационных сетей).
6.3. Природные ЧС:
- существует риск происшествий на водных объектах, связанный с нарушением правил поведения на воде;
- существует риск сдвига понтонных переправ с места их установки в период шугохода и ледообразования;
- существует риск нарушения дорожного сообщения в период межсезонья по причине размытия грунтовых и сезонных дорог;
- существует риск пропажи людей на территории лесных массивов;
- существует вероятность подтопления низменных участков улиц и автомобильных дорог в период сильных дождей по причине слабого пропуска воды ливневой канализацией и дренажной системой;
- по сведениям Управления Федеральной службы по надзору, в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми повышена вероятность заболеваемости населения ОРЗ и ОРВИ, энтеровирусными инфекциями. В связи с распространением коронавирусной инфекции существует риск увеличения числа заболевших, с угрозой летального исхода;
- по сведениям Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), Североморского межрегионального управления существует риск распространения сибирского шелкопряда, выявленный на территориях МОМР «Прилузский», МОМР «Сысольский», МОМР «Койгородский», МОМР «Троицко-Печорский», МОМР «Сыктывдинский».
7. Рекомендации по предупреждению возможных рисков ЧС Ф и ТП РСЧС.
- организовать доведение ежедневного оперативного прогноза (в том числе штормовых предупреждений в случае поступления) до населения, организаций и учреждений с круглосуточным пребыванием людей (детей), детских оздоровительных лагерей и других оздоровительных учреждений, а также до организаторов и участников мероприятий с массовым сосредоточением людей, в случае проведения таковых мероприятий на территории МО, организаций (учреждений), предоставляющих услуги туризма, групп, спланированных к выходу на туристические маршруты, спасательных формирований;
- организовать информирование населения о параметрах прогнозируемых природных явлений с рекомендациями о соблюдении правил, норм безопасности и мер предосторожности. В случае поступления штормовых предупреждений посредством всех имеющихся способов оповещения (информирования): РАСЦО «Парма», местные СМИ (телерадиовещание), интернет (официальный сайт администрации МО, официальная страница в социальных сетях, информагентства), СМС-оповещение, подворовой обход, путем привлечения автомобильной техники спецслужб, оборудованной громкоговорящей связью, другими средствами и способами оповещения (информирования).
По недопущению пожаров:
- совместно с органами внутренних дел и жилищно-эксплуатационными организациями проводить работу по профилактике правонарушений в области пожарной безопасности в местах возможного проживания лиц без определенного места жительства, в неблагополучных семьях и среди граждан, ведущих антисоциальный образ жизни;
- совместно с жилищно-эксплуатационными организациями провести проверки распределительных щитов, монтажа электропроводки;
- организовать профилактические мероприятия по устранению нарушений правил эксплуатации пиротехнических изделий среди населения;
- совместно с обслуживающими организациями провести разъяснительную работу среди населения по правилам пользования и содержания электрооборудования в исправном состоянии применения открытого огня и запрете курения;
- организовать размещение в СМИ информации о произошедших пожарах, их последствиях, требованиях пожарной безопасности в быту;
- обеспечить реализацию решений, принятых на заседании КЧС и ОПБ Республики Коми (протокол № 2 от 21.04.2023);
- проводить обучение населения мерам пожарной безопасности при поквартирных обходах, проверках жилых домов, на собраниях жильцов и в учебно-консультационных пунктах при администрациях районов города;
- проверить наличие, состояние и возможность подъезда к пожарным водоемам, пожарным гидрантам и другим источникам противопожарного водоснабжения;
- организовать взаимодействие с организациями-балансодержателями источников противопожарного водоснабжения по обеспечению работоспособности данных источников, своевременной очистке подъездных путей к ним;
- обеспечить контроль над выявлением термически активных точек на территории муниципального образования, своевременную их проверку (в том числе с использованием информационного портала и мобильного приложения МЧС России «Термические точки») и оперативное реагирование в случае обнаружения возгорания;
- обустройство, контроль за состоянием и проведение своевременной очистки противопожарных преград на всей протяженности границы населенных пунктов, подверженных угрозе природных пожаров, с лесным участком;
По недопущению происшествий на водных объектах:
- организовать доведение информации до населения через СМИ и наглядную агитацию, контролировать выполнение мероприятий по охране жизни людей на водных объектах выставить аншлаги, организовать размещение предупреждающих и запрещающих знаков.
По недопущению аварий на транспорте:
- организовать контроль состояния дорожного полотна, при необходимости закрыть участки дорог для движения, обеспечить освещение мостов и улиц, железнодорожных переездов, усилить контроль за соблюдением скоростного режима на дорогах общего пользования;
- поддерживать дорожные службы в готовности к немедленному реагированию на возможные неблагоприятные явления. Обеспечить своевременный выход техники при возникновении неблагоприятных (опасных) метеорологических явлений;
- совместно с органами ГИБДД продолжить реализацию мер по предупреждению аварийных ситуаций на автомобильных дорогах;
- совместно с органами ГИБДД проводить разъяснительную работу с автовладельцами по заблаговременной смене летней резины на зимнюю, а также подготовке транспортных средств к эксплуатации в зимний период.
По предупреждению аварий на объектах ЖКХ и энергетики:
- обратить особое внимание на работу систем жизнеобеспечения на объектах социальной защиты населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей;
- проконтролировать готовность соответствующих служб к предупреждению и реагированию на факты аварий на коммунально-энергетических системах в соответствии с прогнозом;
- в случае отключения электроснабжения направить представителей (оперативные группы) администрации МО на социально значимые объекты и объекты жизнеобеспечения населения с целью проверки резервных источников питания, запасов ГСМ и готовности персонала данных объектов к проведению необходимых мероприятий, с указанным персоналом провести инструктажи.
По недопущению природных ЧС:
- организовать проведение разъяснительной работы с населением через средства массовой информации о соблюдении правил пожарной безопасности в быту и лесах, правил поведения на акваториях, мер безопасности при эксплуатации отопительных печей;
- организовать мероприятия в целях противодействия распространения коронавирусной инфекции в Республике Коми в соответствии с Указом Главы Республики Коми от 15 марта 2020 года № 16 «О введении режима повышенной готовности»;
- совместно с подразделениями санитарно-эпидемиологического надзора организовать комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости ОРЗ и ОРВИ;
По недопущению происшествий с группами, находящимися на туристских маршрутах:
- органам местного самоуправления организовать работу с поисково-спасательными формированиями по контролю нахождения групп на туристических маршрутах;
- при угрозе возникновения происшествий органам местного самоуправления совместно с организациями, предоставляющими услуги туризма, проработать вопрос о закрытии туристических маршрутов;
- соблюдать порядок регистрации туристских групп в соответствии с установленными требованиями;
- обеспечить проведение (прохождение) инструктажа с туристическими группами (гражданами) по соблюдению правил безопасности.
По недопущению инцидентов, связанных с опасными (неблагоприятными) явлениями:
- организовать доведение ежедневного оперативного прогноза до населения, организаций и учреждений с круглосуточным пребыванием людей (детей), а также до организаторов и участников мероприятий с массовым сосредоточением людей, в случае проведения таковых мероприятий на территории МО, организаций (учреждений), предоставляющих услуги туризма, групп, спланированных к выходу на туристические маршруты, спасательных формирований;
- при поступлении штормовых предупреждений, провести оповещение (информирование) населения посредством всех имеющихся способов оповещения (информирования): РАСЦО «Парма», местные СМИ (телерадиовещание), интернет (официальный сайт администрации МО, официальная страница в социальных сетях, информагентства), СМС-оповещение, подворовой обход, путем привлечения автомобильной техники спецслужб, оборудованной громкоговорящей связью, о параметрах прогнозируемого природного явления с рекомендациями о соблюдении правил пожарной безопасности, соблюдении мер предосторожности;
- при поступлении штормового предупреждения рекомендуется обеспечить незамедлительное доведение прогнозной информации до соответствующих лиц с целью организации СМС-оповещения населения через операторов сотовой связи;
- организовать проверку готовности пунктов временного размещения населения и резервных источников электроснабжения;
- заблаговременно предусмотреть проведение заседания КЧС и ОПБ МО по подготовке к действиям в соответствии с прогнозируемыми рисками возникновения ЧС;
- уточнить планы действий и перечень мероприятий при введении режимов «ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ» и «ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ», рассмотреть вопрос введения соответствующего режима функционирования для муниципального звена Коми республиканской подсистемы РСЧС и обеспечить проведение предусмотренных для соответствующего режима функционирования мероприятий;
- уточнить силы и средства, привлекаемые для ликвидации возможных ЧС и быть в готовности к их оперативному применению;
- главам (руководителям) администраций муниципальных образований рассмотреть вопрос введения соответствующего режима функционирования для Коми республиканской подсистемы РСЧС.